Jewish GlassSchool

(Петербургские Искусствоведческие тетради, выпуск 10, 2007, стр.327-342)

                                                                                                            Лия  Шульман

«Школа еврейского Стекла (EWISJH GLASS SCHOOL) в Санкт — Петербурге — возникновение, становление, развитие»

материалы  7 Международного  Симпозиума  Стекла «Стекло в Контексте»,                                                                                                                                                                          8.04.2006, Фраунау, Германия

В 1990 г. в Санкт- Петербурге при Большой Хоральной Синагоге впервые открылась официальная еврейская школа, которая стала первопреемницей, работавшей ранее в конце 80-х, школы нелегальной.

И тогда в годы работы этой  нелегальной школы, в России впервые появилась и до сих пор успешно работает существующая ныне модель еврейского образования. Та самая модель, где все образовательные предметы «объединены в единый творческий процесс», что, по словам одного из ее создателей и руководителей, Ильи Дворкина, «связано с желанием создать именно еврейскую школу». Ту школу, где «еврейские традиции творчества и мастерства требуют отношения к ним как к учебным дисциплинам» и, где «главным связующим звеном в каждом блоке изучаемых предметов (становится) искусство». (Илья Дворкин, Использование искусства в преподавании детям еврейской традиции, «Еврейская школа»№ 2, 1993).

Вот тогда, в те далекие 80-е, педагогика, объединившая вместе все учебные дисциплины, стала называться педагогикой «интегральной». А, так как во времена становления еврейской школы, задачи решались не только учебные, но и социально-психологические, то приход в систему еврейского образования профессионалов всех областей науки, техники и искусства стал и закономерен, и необходим. Именно тогда в еврейское образование пришли такие профессионалы, как: Илья Дворкин и Александр Львов, Владимир Дрибинский и Марина Сорокина, Анна Молчанова и Семен Парижский, Светлана Сивак и Лена Давыдова, Валерий Дымшиц и Евгения Львова, Александр Гершдт и Татьяна Погорельская, Арье и Хана Ротман, Александр Рохлин и Михаил Хейфец и многие другие. А несколько позже к ним присоединились Галина Евграфова и Лия Шульман.

И неслучайным поэтому стало открытие детской студии «живопись по стеклу» в еврейской воскресной школе «Бейт» при Израильском Культурном Центре в Санкт- Петербурге. Студия «живопись по стеклу» (руководитель — Лия Шульман) начала свою работу с 1994-ого. Именно поэтому, 1994ый — год создания этой студии и есть начало существования в г. Санкт — Петербурге Jewish Glass School. Спонсорами данного интегрального проекта стали: Петербургский Еврейский Университет и Израильский Культурный Центр в Санкт — Петербурге. Позднее студия получила название «студии витражного искусства», а ее главным и единственным спонсором остался Израильский Культурный Центр (ИКЦ или просто Центр). В этой студии, вплоть до 2003 года, получали знания по еврейскому искусству, традиции и основам витражного искусства дети от 3 до 16 лет. В ней они, осваивая различные техники росписи по стеклу, работая в различных интегральных проектах, создавали витражи и витражные объекты самого различного назначения.

На занятиях дети знакомились с

  • живописным рисунком (с помощью цветных спиртовых маркеров),
  • живописью холодными водными транспарентными эмалями (с помощью кистей),
  • коллажной аппликацией (с помощью пленки «Арокал»).

Обучение в студии с самого начала ее существования было двухэтапным. На первом этапе дети обучались технике «живописного рисунка». Т.е. — двум основным приемам работы спиртовыми маркерами: «графическим рисунком», выполняемым спиртовым маркером, и «живописным пятном», выполняемым маркером и кистью в сочетании со спиртовым разбавителем. Следует заметить, что работа этого начального этапа необходима для всех возрастных групп без исключения. В то же время, эта техника просто незаменима при работе с малышами (от 3 до 5 лет). Необходима она потому, что именно на этом, первом этапе работы у детей воспитывается «чувство стекла». Второй этап обучения — это знакомство с 2-мя различными техниками живописи на стекле. Это — и пальцевая живопись (также очень помогающая «прочувствовать» стекло), и живопись холодными водными транспарентными эмалями.

Навыки работы с техникой коллажной аппликации давались во время всего учебного процесса параллельно с другими занятиями. Аппликацией занимались дети всех возрастных групп без исключения. Техника эта, как никакая другая, развивает тактильные навыки необходимые при работе в пальцевой живописи.

За годы работы студии (1995-2003) ее ученики принимали участие в более чем 40 выставочных проектах. Самые крупные из них состоялись, как в городах России (Санкт-Петербург, Москва, Петрозаводск, Новгород), так и в других странах дальнего и ближнего зарубежья (Украина, Израиль). Это: «2-ой Российский Фестиваль «ЗДОРОВЫЙ МИР»» (1994), «Израилю – 50» (1996), «Привет, Иерушалаим!» (1995), 1V Международная Выставка Мебели (1999), выставка объединения «Мир камня» «ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»(2000), У11 и У111 Международные Фестивали Еврейского Детского Творчества (2000 и 2001) в Москве, Фестиваль Детского Творчества «Привет, весна!»(2002), «Золотой Аист»(2003) в Киеве. А ведь были еще и регулярные к каждому празднику (а праздники еврейские почти каждый месяц!) учебные выставки в самом Центре! К тому же, помимо активной выставочной деятельности, силами учеников были созданы:

  • серия монументальных витражей памяти М.Шагала общей площадью 10 кв.м. (основная их часть сейчас находится в собственности ЕССОД — Еврейский Общинный Дом в Санкт — Петербурге)
  • коллекция разнообразных праздничных и бытовых предметов традиционного еврейского искусства,
  • оформление памятных вечеров и презентаций в дни различных праздников, Фестивалей, Памятных вечеров, как в самом ИКЦ, так и на других выставочных площадках города.

Почти все выставки, в которых участвовали ученики студии, были, как правило, коллективные. Но, среди них встречались и выставки персональные. Так, с большим успехом в самом Центре в1995-ом прошла персональная выставка Юры Трофимова 5-ти лет. Работы Юры — яркие и образные – покорили  зрителей всех возрастов! А его мини-витраж «Сабры», посвященный памяти иерусалимских детей, погибших от рук террористов, впоследствии можно было увидеть на экранах виртуальной выставки детских рисунков.

Эту виртуальную выставку 1998-го «Израилю 50» организовал и спонсировал Центр «ОРТ-Гинзбург СПб». Выставка проходила в рамках проекта «Двенадцать колен». Многие школы ОРТа из бывшего СНГ приняли в ней участие. Эта выставка – один из самых первых, и, по тем временам, наиболее значительных проектов студии. Самым же первым выставочным проектом, в котором она приняла участие — городская выставка «Привет, Иерушалаим!» (1995)., проходившая в залах Санкт-Петербургского Союза художников. Выставка эта впервые дала детям студии уверенность в своих силах. Еще бы! Ведь их мини-витражи висели в одном зале с работами взрослых профессиональных художников, и интервью у них брали тоже.

Но, выставка – это праздник! А, в нашей жизни существуют и будни — с работой и учебой. Ранее уже говорилось о монументальных витражах, созданных студийцами в 1998-1999гг и посвященных памяти Марка Шагала. Начало учебного 1998-го стало для детей Центра началом их работы над этим проектом, задуманным  директором Израильского Культурного Центра, Машей Шор. Автором архитектурной части проекта стал Олег Зверлин, член Союза художников России, педагогом – руководителем — член Союза художников России Лия Шульман.                                                                                                            А коллективным исполнителем — творческие коллективы учеников нескольких еврейских школ  г. Санкт — Петербурга, а именно:

  • «студия витражного искусства» ИКЦ
  • воскресная школа ИКЦ «Эрец»(«Земля»)
  • «студия витража» школы «Иерушалаим»
  • «кружок иудаики» воскресной школы «Шорашим» («Корни»).

Все дети, всех вышеназванных творческих коллективов работали над этим проектом с большим воодушевлением. Настолько, что уже к весне 1998-го было выполнено первое окно. Одно из четырех задуманных. Вот, что писала тогда, в те дни, газета «Ницаним» (газета ИКЦ): «…работа над витражами – работа коллективная. И это, как ничто другое, создает у детей чувство общности и единства. Именно это заставляет больше думать об общей работе, общей композиции, забывая порой о себе. Так, если в октябре, в начале нашей работы, каждый старался на своем маленьком кусочке стекла обязательно поставить свое имя и фамилию, то теперь мы часто слышим: «Можно я не буду надписывать работу, а то моя подпись все испортит» и далее: « уже конец занятиям, уже давно пора уходить, но «…одну минуточку, мне так хочется закончить сегодня…», И, остаешься и ждешь, когда же закончится эта и та, другая последняя «минуточка»»

Так писалось тогда в газете «Ницаним» («Ростки») о том, как эти витражи выполняются. А теперь вспомним о том, что именно рисовали дети и какие они были «наши» витражи? Вот как отвечала на этот вопрос газета: « для создания наших, Шагаловских окон, мы выбрали сочетание двух (видов витража): расписного «кабинетного» мини-витража в сочетании с, так называемым, «клеевым» витражом…и, окидывая взглядом работы наших детей, можно увидеть их главную мечту – мечту о волшебной стране Израиль. Там все так необычно: по небу плывут синие облака, у моря — прямо на песке — растут мандариновые деревья. За окном пальмы, море, на окне прекрасные фрукты или цветы, Это: или яркий солнечный день, или чудесная южная ночь. А в комнате, если уж не компьютер, то обязательно телевизор последней модели!» (№3 (36) от 1998). И. как тут не вспомнить имена участников проекта! Это — и сестры Маленко, и «близняшки» Рогожины, и Амина Борисова с Анри Беберашвили, и Саша Распопов, и Фрума Шнейдерман, и Ксюша Змиевская, и Ника Малевская-Малевич, и Боря Кушнер, и сестры Яковлевы, и Даня Довган, и Ира Латышева-Зверлина, это — и Гусаровы Сева с Машей, впрочем, всех не перечислишь. Слишком уж много детей разных национальностей принимало участие в этом проекте!

Именно тогда, с того самого времени и была заложена эта «наша» традиция – украшать своими работами Израильский Культурный Центр! С этого самого времени ученики студии витража, постоянно и наравне с взрослыми, принимали участие в  его праздничном оформлении.

Поэтому, не случайно и то, что к 1-му дню Хануки — 2000, совпавшему с открытием выставки участника Войны 1945 года еврейского художника Леона Ниссенбаума, детьми студии было выполнено праздничное оформление Большого Шагаловского зала. Но, кроме праздничного оформления, они создали и серию праздничных витражных подсвечников («ханукийот») и панно. Руководителем этого проекта была Лия Шульман. Для  оформления зала и изготовления ханукийот (девятисвечников) потребовались знания по таким еврейским предметам, как:  история, традиция, язык, фольклор и искусство. Дети смогли получить их на уроках в школе «Эрец» Израильского Культурного Центра в рамках интегрального проекта, посвященного празднику Ханука.

А в год 300-летия  Санкт – Петербурга, совпавшему с 55-летней Годовщиной со Дня создания государства Израиль, был осуществлен и успешно защищен еще один интегральный проект, «показывающий связь звука и цвета». Проект этот получил название — «Поем, танцуем и рисуем песню». Презентация его в виде видеоролика была показана Петербургским телевидением в День празднования 55-ей годовщины государства Израиль. Целью проекта было «научить детей свободе творческого выражения через осознание тесной связи звуковой и цветовой октав». Авторами проекта стали педагоги ИКЦ — руководитель хора «Эрец» Ольга Змиевская и руководитель витражной студии Лия Шульман, координатором — директор воскресной школы «Эрец» Александра Васильева. Исполнителями — наряду со всеми учителями школы «Эрец» — ученики различных творческих коллективов Центра: (хор «Эрец», «витражная  студия», школа «Эрец»). Работа над проектом шла весь 2002-2003 учебный год. Причем, график занятий был построен таким образом, чтобы урок «изобразительное искусство» шел сразу же после урока «пения». Проект этот, как и каждый подобный проект, был тщательнейшим образом продуман. И, к урокам — «пение», «танец» и «изо» — добавились уроки «иврит» и «история». И, если на уроке «иврит» разучивались песни с правильным произношением слов, то на уроках «история» рассказывалось об исторических событиях, послуживших написанию разучиваемых песен. Результат превзошел все ожидания: во время  видеосъемок «открытого» урока, дети, изображавшие на тот момент израильскую песню, вдруг сами, спонтанно, и совершенно неожиданно для всех, запели ее! А еще была сама защита проекта: весьма впечатляющий концерт с песнями, как о родном и, таком близком всем, Городе, так и о далеком Израиле. И не менее превосходная выставка.

Следует отметить, что особое внимание в системе еврейского образования всегда обращалось и обращается на антифашистское воспитание молодежи. Много сил и внимания уделяется мероприятиям, посвященным теме Катастрофы (или Холокоста, или Шоа). В год 2002-ой — «год Холокоста» (по ЮНЕСКО) их было особенно много. И, все же, пожалуй, наиболее ярким и запоминающимся стал проект, предложенный Генеральным Консульством Польши и получивший название «Межшкольный городской конкурс «Читая Януша Корчака»». Проект этот собрал множество спонсоров и не меньшее количество участников.

Кроме Генерального Консульства Польши и Израильского Культурного Центра, в нем участвовали и его спонсировали: Корчаковский Центр молодежных программ «Реальный Путь», Санкт-Петербургское общество Януша Корчака, Центральная детская библиотека им. К.М.Паустовского, Региональная детская благотворительная организация, а также более 30  школ, колледжей и  других средних учебных заведений Санкт — Петербурга.

Конечной целью проекта стал Конкурс выполненных работ с их публичной защитой и создание на его базе межшкольного Петербургского Музея Катастрофы  (школа № 26 Невского района Санкт – Петербурга). Дети Центра по окончании Конкурса получили в различных возрастных группах и номинациях шесть призовых мест, а трое из них даже стали Лауреатами его. Большинство работ студии:  мини — витражи и витражные объекты навсегда вошли в коллекцию вновь созданного Музея.

В марте того же 2001-го, ученики студии витражного искусства приняли участие в V111 Международном Фестивале Еврейского Детского творчества в Москве, также, посвященному Шоа. Работы учеников Центра и там пользовались успехом. А витражный объект «Убежище Анны Франк», высотой 30 см, выполненный шестнадцатилетней Машей Маленко в виде трехгранной призмы  из листового стекла с росписью транспарентными холодными эмалями, получил Диплом Лауреата V111 Международного Фестиваля.

А еще, в том же 2001-ом, в Шагаловском зале ИКЦ, 19 апреля, был показан проект, созданный витражной студией совместно с хором «Эрец» (руководитель Ольга Змиевская) и студией Веб-Дизайна (руководитель София Горлицкая). Проект получил название «Митинг ко Дню памяти Рауля Велленберга». Каждый творческий коллектив Центра внес свою лепту в одно общее дело. Ученики студии витражного искусства, как обычно, выполнили декоративное оформление Большого Шагаловского Зала, создав витражи и памятную витражную композицию. И, она, их мемориальная композиция, названная, «Свечи Памяти» стала «центром  прошедшего Митинга» (газета ИКЦ «Ницаним» № 5(52) 2001)

За годы существования студии, проектов в которых она участвовала, было так много, что сейчас даже трудно выбрать лучшее! Но, был среди них один – довольно необычный и надолго всем запомнившийся — “Перфоманс–проект, посвященный памяти израильской поэтессы Рахель». Проект этот был придуман директором Израильского Культурного Центра г-жой Софи Коцер, и стал первым из серии постановок об израильских деятелях культуры и искусства. В реализации его (18 февраля 2001 года) участвовали все без исключения творческие коллективы Израильского Культурного Центра. За его выполнением пристально следила местная пресса (газета «Ницаним»). Руководили им профессионалы самого высокого уровня! Так, художественным руководителем проекта стал Борух Финкельштейн, главный кантор Большой Хоральной Синагоги и концертмейстер — иллюстратор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского- Корсакова. Константин Гершов – художественный руководитель театра «Глагол» и режиссер театральной студии ИКЦ стал не только режиссером и автором данной постановки, но и исполнителем роли Ведущего. В качестве Главного Консультанта проекта выступал такой знаток иудаики, как проф. Семен Якерсон, сотрудник Государственной Публичной Библиотеки: «именно благодаря его совету спектакль получил достойное логическое завершение в виде концовки – концерта под открытым небом с видеозаписью на стихи Рахель. — (здесь и далее газета «Ницаним за март 2001г)- Закончилась сама постановка, началась спокойная часть литературно-мемориального вечера : просмотра сайта о Рахель, созданного участниками студии « WEB-дизайн» (руководитель София Горлицкая). На стене зала – даты жизни известной поэтессы и такие уже знакомые строки только что пропетых песен! И вдруг…дружно, не задумываясь, без всякого аккомпанемента дети школы запели полюбившиеся им песни! И, как тут не вспомнить слова Ольги Змиевской, сказанные ей полтора года назад, когда она – руководитель детского хора Петербургской Консерватории «Скерцо» — пришла на работу в ИКЦ, став руководителем и нашего детского вокального коллектива: « Я хочу, чтоб запела вся школа «Эрец», как поет вся Консерватория!». Ну, что ж, школа «Эрец» не только запела, но и затанцевала израильские танцы, благодаря руководителю танцевального ансамбля Алине Клоцвог-Фомичевой! Зрители отметили и высокое профессиональное мастерство (детского)  ансамбля «Теила» (руководитель Екатерина Гурина). Прекрасным было и музыкальное сопровождение инструментального ансамбля молодежной организации «Гилель» (руководитель Алена Котова) — ансамбль этот, безусловно, украсил данную постановку. Так же, как слаженный дуэт взрослых актеров – исполнителей главных ролей, где роль Рахель исполнила Катя Клейн- актриса непрофессиональная, ученица театральной студии ИКЦ. Оценку ее исполнения удалось услышать из уст самой г-жи  Коцер: «О! Это действительно настоящая Рахель!». Все дни подготовки вечера, весь Центр жил с именем Рахель на устах! Так, ученики студии «WEB-дизайн» (руководитель София Горлицкая), создавая сайт о Рахель, готовили компьтерные декорации. А студия декоративно- прикладного искусства, она же витражная студия (руководитель Лия Шульман), занимаясь художественным оформлением спектакля, украшением зала, параллельно готовила выставку работ, посвященных памяти поэтессы. Стеклянный же модуль – образ озера Кинерет (автор Саша Распопов), которое так любила Рахель – это еще один полноправный «участник» спектакля. Надо добавить, что и администрация Центра не жалела ни сил, ни средств для этой постановки!»

Занятия по росписи стекла в системе еврейского образования г. Санкт — Петербурга проводились не только в Израильском Культурном Центре. Интересный и довольно необычный интегральный проект под названием «Бейт- Кнессет» («Синагога — Дом Молитвы») в 1999 году состоялся в Петербургской религиозной дневной школе «Бейт Сефер Менахем».

Проект этот заключался в интеграции трех различных дисциплин — традиции, искусства и компьютерной информатики– и, идеально решил все задуманные его организаторами цели. По мнению автора проекта, жены Главного раввина, Сары Певзнер, главное в проекте – это « привить любовь к Торе (Ветхий Завет) и традициям через восприятие различных сторон Синагоги – от красоты ее убранства до понимания того, что суть ее – Дом поклонения Всевышнему». Кроме самого автора проекта, в нем принимали участие — координатор Ритта Кацман и педагоги школы: Анатолий Шперх (компьютерная технология) и Александр Рохлин, член Союза художников России (традиция и искусство). Исполнителем художественной части проекта стала группа из 8 учеников с 7 до 11 лет. Дети представили свои работы, выполненные на стекле в технике росписи холодными эмалями — эскизные проекты витражей для оконных проемов, придуманных ими синагог.

Работа с религиозными слушателями, проводилась не только в школе «Бейт Сефер Менахем». До сих пор, в религиозной еврейской общине Бейт Хабад, начиная с 2001, реализуется программа, получившая название «Искусство стекла, помогающее в усвоении основ иудаизма».

Так, проект 2000-2003, выполненный под руководством ребецен Дины Пински и получивший название «Семейный Клуб», ставил перед собой задачу «усвоения основ иудаизма в еврейской семейной традиции через создание произведений изобразительного искусства». В числе этих произведений были и работы с расписным витражом. Работа в этом направлении проводилась на основе принципов арт — терапии педагогом художником, чл. Союза художников России Лией Шульман совместно с психологом, канд.мед.наук Марией Соболевой в тесном контакте с преподавателями по традиции. Исполнителями проекта стали дети и их родители, посещавшие Семейный Клуб в те годы.

Следующий проект, задуманный и созданный по инициативе тогдашнего директора хедера «Менахем» (религиозной школы для мальчиков) Сарой Певзнер, стал самостоятельной частью общей программы «Искусство стекла, помогающее в усвоении основ иудаизма». Начатый в 2001-ом, проект этот работает до сих пор. В рамках учебного процесса ученикам младшей группы хедера, педагогом — художником Лией  Шульман даются базовые знания по основам расписного витража. Работа ведется в постоянном контакте с учителем по иудаизму, нынешнем  директором школы, раввином Гольдбергом. Спонсирует программу – религиозная еврейская община Бейт-Хабад. Исполнителями проекта являются ученики хедера «Менахем». За годы существования хедера, его ученики создали ряд работ традиционного еврейского искусства, экспонировавшихся на 8 выставках. Причем, на каждой из них, работы учеников неизменно отмечались Призами или Дипломами. Особенно большим успехом пользовались их мини- витражи на международной выставке «Дети Мира рисуют Библию» в мае 2003. Как, впрочем, и работы учеников других художественных коллективов под руководством Лии Шульман.

Следует заметить, что за все годы существования JEWISH GLASS SCHOOL принцип информационной творческой связи «учитель — ученики» соблюдался всегда. И ученики — не только постоянные посетители студии- мастерской учителя, не только постоянные зрители его выставок, но и активные участники в совместных выставочных проектах. Особенно запомнилась всем выставка «Научи отрока в начале пути его…» (Мишлей, 22:6), состоявшаяся в залах ИКЦ летом 2002 «Проект, представленный Израильским Культурным Центром в Санкт-Петербурге и Центром Бейт-Хабад при поддержке Центра «ОРТ-Гинцбург СПб» объединил трех еврейских художников (Галину Евграфову, Лию Шульман и Андрея Боровского), работающих в сфере еврейского образования». ( пресс-релиз выставки). На этой выставке впервые рядом с творческими работами самих художников — педагогов можно было увидеть и «творения их талантливых учеников» (буклет выставки). Выставку посещали и дети, и взрослые, и художники, и искусствоведы. И отклики на нее можно было прочесть и в газете «Ницаним», и в выпуске «Искусствоведческие тетради» № 6 (статья искусствоведа  Николая Благодатова).

Возможно поэтому сам факт создания Еврейским Агентством в России (СОХНУТ) школы-студии витража, был оправдан и логически закономерен. А началось все с того момента, когда группа ПЕЛЕ на выставке СОХНУТ «В шатрах праведников…» в Петропавловской крепости показала один из праздничных предметов традиционного еврейского искусства — витражный объект 18 м2 — «Шалаш» (или «Сукка»). Объект этот был выполнен в технике графического коллажа, где автором стал творческий коллектив группы ПЕЛЕ- Олег  Зверлин, Лия Шульман и Андрей Боровский. Новая техника и новые возможности работы в стекле привлекли внимание учеников Лии Шульман. И, вот тогда, по инициативе  посланника ЕАР искусствоведа Бориса Хаймовича, и была открыта школа-студия «Еврейское искусство и традиция». Изучая еврейскую традицию и памятники традиционного еврейского искусства, ученики школы- студии осваивали и новую для них технику современного витража. Таким образом, «школа-студия», продолжив работу «студии витражного искусства» Израильского Культурного Центра, стала впоследствии, кроме авторских реплик традиционного искусства, создавать и самостоятельные произведения. (в-ки группы ПЕЛЕ «Научи отрока при начале пути его…» в ИКЦ, «Золотой Аист» в Киеве, «Пурим» и «Чудо Пурима» в Сохнуте, «Стекло на снегу» на Елагином острове и «Чудо витража» в г. Ломоносове).

Руководство школой-студией поэтапно осуществляли: Борис Хаймович и Мириам Кайданова. Программу вела – Лия Шульман. Участниками и исполнителями проекта были ее ученики — дети и взрослые. Результат работы школы-студии – учебные выставки в библиотеке ЕАР и совместные выставки типа «учитель — ученики» («Чудо Пурима» ЕАР, 2005 и «Чудо витража» Ломоносов, 2006), а также: участие отдельных учеников школы-студии в городских и международных выставках с самостоятельными авторскими произведениями. («Стекло на траве и воде», «Стекло на льду и снегу, 2005, «Стекло на траве», 2006, Елагин парк, СПб). Следует заметить, что в школе-студии витража вместе с детьми занимались взрослые разных возрастов и специальностей. Но, в 2005 году, в связи с окончанием проекта «Еврейское искусство и традиция», школа-студия была закрыта.

После ее закрытия, первопреемницей ее по праву стала студия «ЗАХ» («Чистота»), открывшаяся  в Синагоге в 2006г. по инициативе заведующего Информационного отдела Большой Хоральной Синагоги Санкт – Петербурга р. М.-М. Трескунова. Спонсор проекта — религиозная община Бейт Хабад в лице Главного раввина Санкт — Петербурга М.-М.Певзнера.

В студии «Зах» также – бок о бок занимались дети и взрослые. Еврейская традиция и в этой студии изучалась через знакомство с произведениями традиционного еврейского искусства. Занятия по витражному искусству вела, по-прежнему, Лия Шульман. Но, в дополнение к запланированной выставочной деятельности (самостоятельных произведений и реплик), добавилась новая задача — использование  готовых работ для нужд Большой Хоральной Синагоги. Студия витража «Зах» открылась совсем недавно, но информацию о ней можно было видеть на сайте Большой Хоральной Синагоги, а работы ее учеников на выставке «Чудо витража» в марте 2006-го, состоявшейся в г. Ломоносове! Работу в студии «Зах» также можно назвать интегральным проектом – ведь через занятия витражом студийцы знакомились не только с еврейским искусством, но и с еврейской традицией.

В дальнейших планах студии, кроме знакомства с еврейским искусством и традицией, участия в различных выставочных проектах и украшения синагоги, создание такого студийного образования, где « еврейские традиции творчества и мастерства требуют отношения к ним, как к учебным дисциплинам» (Илья Дворкин).

А в каникулы 2006го, под Москвой (в пос. Меделеево) проходили занятия (семинары и мастерские) Осенней школы для старшеклассников по иудаике «Кедем», где сквозная тема для всех курсов и мастерских — «Древность и Современность». Четыре дня напряженных занятий на 9 семинарах (по истории, философии, библиистике, музыке, литературе, каббале) и занятия в 3 мастерских (стекло, изо, журналистика). А в конце — отчет о проделанной работе с подведением итогов в форме театрализованного представления  всех проектов и мастерских. Итог получился внушительным! Еще бы – каждый из участников школы за четыре дня прослушал по 3 курса (из 12 возможных), каждый успел позаниматься хотя бы в одной из мастерских (а их была к тому же три!) И еще — каждый сам выбирал интересующее его, успев вволю пообщаться и отдохнуть!

Мастерская «Стекло» представила серию светильников — сосудов, выполненных в технике мозаичного витража. Ученики школы познакомились и освоили выполнение мозаики современной, выполненной в технике графического коллажа поливтинил-хлоридными материалами, и мозаики классической, сделанной из осколков разноцветного стекла.

Здесь хотелось отметить еще одно — интегральный принцип преподавания, где все образовательные предметы “объединены в единый творческий процесс” и, где “главным связующим звеном в каждом блоке изучаемых предметов – искусство” характерен не только для Петербургской Jewish Glass School. То же самое наблюдается и в каждом из профессиональных направлений еврейского образования. И это совсем не случайно, как не случайны, и знания педагогов по еврейской традиции и культуре, еврейской истории и философии, полученных ими на многочисленных семинарах, конференциях, школах, лекциях и поездках, состоявшихся не только в России и на Украине, но и даже  в далеком Израиле.

Список литературы.

Священные книги Ветхого завета, Вена А. Рейхара и Ко, 1877г. – (т. 1,2)

Дворкин Илья. Концепция еврейского образования. Еврейская школа // журнал. 1993 — №1

Дворкин Илья. Интегральный курс “Еврейский мир “ Еврейская школа // журнал. 1993 — №1

Хенделл И. Принципы еврейского образования. Еврейская школа // журнал. 1993 — №1

Дворкин Илья. Использование искусства в преподавании детям еврейской традиции. Приложение: Е. Давыдова. План урока по теме “Традиция  + рисование”. Книга — альбом “Истоки”. Вступительное слово Е.Давыдовой. Еврейская школа//журнал. 1993 — № 2

Молчанова Анна. Четвертая международная конференция “ Проблемы еврейского образования“ Еврейская школа// журнал. 1993 — № 2

Дворкин Илья. Пути развития еврейского образования в СНГ. Еврейская школа // журнал.—1994, № 1- 2

Дворкин Илья. Разрыв преемственности и проблема еврейского образования. Еврейская школа // журнал. 1994, — №3

Ротман Ханна. Еврейское образование в СНГ. Трудности и перспективы. Еврейская школа // журнал. 1995 — №4

Штейзальц Адин. Труд воспитания. Еврейская школа.// журнал. 1993 — №1

Молчанова Анна. Резолюция  научно- методического семинара “Преподавание еврейского искусства”. Еврейская школа // журнал. 1994, — №3

Усвяцова Б. Национальная школа уже не экзотика, а норма / обзор печати. Еврейская школа// журнал. 1993 — № 2

Дашевская Ольга. Использование изобразительных источников на уроках истории еврейского народа. Еврейская школа // журнал – 1993, №3

Каганов В. Серия научно – методических семинаров по преподаванию дисциплин еврейского цикла (С.- Петербург) . Еврейская школа // журнал, СПб, 1994-№ 3

Каганов В. Резолюция научно- методического семинара “Преподавание еврейского искусства”. Еврейская школа // журнал, СПб, 1994-№ 3

Привет, Иерушалаим!// каталог детей студии «живопись по стеклу» школы-клуба «Бейт». Петербургский Союз художников,1995

Боровский Андрей. Программа художественного воспитания. Еврейская школа // журнал, СПб, 1996-№ 12

Рохлин Александр. Уроки изобразительного искусства в системе преподавания еврейской традиции и этики иудаизма. Еврейская школа// журнал, СПб, 1996-№ 12

Сивак Светлана. Преподавание еврейского искусства в еврейской школе. Еврейская школа // журнал, СПб, 1996-№ 12

Марголин Мирьям. Сказочки для маленьких детей. Мосты культуры. М.- И. 2004

Карманная еврейская энциклопедия – Ростов на Дону: изд-во: Феникс, 1999

Гоберман Д. Еврейские надгробия на Украине и в Молдове Шедевры еврейского искусства.(т. 4) М. :Имидж, 1993

Еврейский народный орнамент. Составители — С.Юдовин, Н.Малкин. Витебск 1920 г., Витебск 2002 г.

Нет подобного тебе. Изречения еврейских мудрецов об Иерусалиме. ШВУТ АМИ, И., 1995

ORT in the CIS and BALTIC STATES, 2005

Абба Эвен. Мой народ (т.1). Молодежная серия, изд-во И.1990

Бар-Мицва. Москва-Иерусалим, 1993-5753

Ницаним // газета, 1998 — №3 (36), 2000 — № 3-4, 2001 — № 5(52)

Еврейская традиция. Учебник для 8-10 кл. еврейских школ. Иерусалим Шамир.1998

Жолтовский П. Памятники еврейского искусства. // Декоративное искусство СССР/ журнал-1966 — № 9 21.

Еврейская школа // журнал 1994 — г№3., 1995г. — №2-3, 1996 г. — № 1-2

Израиль2000 // журнал 1995 — №12

Лехаим // журнал 2000 — №7

Отцы и дети // журнал, 1998г . №30, 1996г. №27, 2000г  №34

Искусство в еврейской традиции // Сборник лекций, Иерусалим. 1980

Искусство в еврейской традиции. Библиотека – Алия, 1989г.

Канцедис А. Бронза. Шедевры еврейского искусства (1т.) М.: Имидж, 1993

Корн Ирэн. Иудаизм в искусстве. Белфакс, 1997г.

Канцикас А., Е. Волковинская, Т. Романовская. Серебро. Шедевры еврейского искусства (2т) М.: Имидж, 1993

Новая еврейская школа 1999г. — №4

Нога Ареувени. Герб государства Израиль. NEOT KEDUMIM. Заповедник Библейской природы в Израиле, 1993.

От Адама до Авраама. Это книга порождений человека. ПЕУ сост. и пер. Дворкин И.   СПб., 1998г.

Пасхальная Агада. Посвящается Иерусалиму. Музей Израиля в Иерусалиме, 2000

Пасхальная Агада. Менора — главный символ государства Израиля. Музей Израиля.2001

Праздники (под ред. Б. Купермана) Амана, Нью-Йорк

Раби Йосеф Телушкин. Еврейский мир. Москва-Иерусалим, 1992

Научи отрока при начале пути его…Мишлей, 22:6 // каталог выставки, СПб, 2002

Николай Благодатов. Научи отрока при начале пути его…Искусствоведческие тетради, 2006 — №6

Выставка работ юных еврейских художников // каталог VII Московского Международного фестиваля еврейского детского и юношеского творчества «Зажги свечу!». Москва. Центральный дом художника, 15 21 марта 2004г.

Рогозина Ольга. Фантазии в старинном особняке. Смена // газета. 25 марта,2000.

Во имя величия красоты Твоей… // Группы петербургских художников “Пгишот” и “Пеле”. Каталог выставки – презентации расписных суккот, посвященных праздникам месяца Тишрей, 2003

В шатрах праведников // Группы петербургских художников “Пгишот” и “Пеле” с друзьями. Каталог выставки. Искусство и традиция. Выставка, посвященная праздникам осеннего месяца Тишрей, 2004

Чудо Пурима // каталог выставки, СПб, 2005

Чудо Витража // каталог выставки, г. Ломоносов, 2006

Оба берега реки Самбатион. Материалы к Путеводителю. // Сборник материалов для работы в творческом академическом лагере «Самбатион», Москва-Иерусалим, 2006

В поисках источника. Бейт-мидраш на осенней школе по иудаике в «Кедем». Самбатион. Менделеево, 2005/5767

CENTER FOR JEWSH ART. RIMONIM. 4, 1995

THE ISRAEL MUSEUM. CATALOG

THE JEWISH CALENDAR 1966 WITH ILLUSTRATIONS FROM THE COLLECTION

THE JEWISH MUSEUM IN PRAGUE

The Sephardi Haggadah by Rabbi Jonathan Cohen, Ierusalem /New York/1989

TREASURES of the TORAH // Catalog for Exhibition in America, The Historical Treasures Museum of Ukraine, 2000

UNITED SYNAGOGUE OF AMERICA ENGAGEMENT CALENDAR 1989-1990/5750

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *